VIII Восточный экономический форум в этом году отметит свое десятилетие, что дает предпосылку к подведению итогов работы Форума и развития Дальнего Востока за этот период. В 2013 году на старте Форума Президент РФ В. В. Путин определил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом на весь XXI век.
Сегодня настало время формировать новую стратегическую парадигму, определить цели и направления дальнейшего развития Дальнего Востока, а также новые формы международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, сосредоточить внимание на геостратегических изменениях, на согласованности действий федеральных и региональных органов власти, научных организаций и бизнеса. Санкционная интервенция консолидированного Запада актуализировала внимание к природно-ресурсной базе не только дальневосточных, но и арктических районов. На IV ВЭФ В. В. Путин, говоря об интеграции регионов, пояснил, что «такая интеграция должна опираться на серьезные совместные проекты, которые будут буквально сшивать наше экономическое пространство». Речь шла в первую очередь о транспорте, энергетике и цифровых технологиях на Дальнем Востоке и в международном сотрудничестве.
В последние годы уже резко выросли экспортные потоки углеводородного сырья в страны АТР. В этой связи меняется система предпочтений в построении конфигурации глобальной сети магистральных путей сообщений. Территории Дальнего Востока и российской Арктики становятся эпицентром транспортного строительства, включая Северный морской путь и все более растущий интерес к сухопутным путям сообщений. Уже даны поручения по разработке Северного широтного хода, названы новые выходы железнодорожной сети на СМП –
порт Инта, новый переход через Амур Тында – Джалинда – Мохе (КНР), развитие порта Диксон, железная дорога Якутск – Магадан. Тут должен состояться обстоятельный разговор об оптимизации формирования единой магистральной транспортной сети на всем полигоне Дальнего Востока и Арктики с учетом интересов каждого мегарегиона.
Наряду с решением задач развития опорной транспортной сети также остро стоят вопросы доставки грузов и пассажиров до конечных пунктов, развития локальных сетей и видов транспорта, обеспечивающих перевозки. Это тоже задача государственного уровня, т.к. требует создания техники серийного производства, адаптированной к экстремальным условиям эксплуатации. Есть ряд интересных образцов вездеходов, все больше внимания привлекают разработки беспилотной техники. И тут тоже нужны согласованные обоснования и действия, чтобы эти проекты надежно и эффективно вошли в обеспечение жизнестойкости отдаленных районов.
Надо также отметить, что немыслимо заниматься стратегическим планированием, не имея ясного представления о прогнозе и четком стратегическом плане научно-технологического развития производительных сил на основе интеграции новых идей и инноваций в тесной привязке к конкретным условиям, ресурсным возможностям, экологическим ограничениям. В различных регионах страны актуальны разные технологические новации. Например, насколько высока эффективность солнечной энергетики в регионах полярной ночи или водородная энергетика в районах, где доставка топливно-энергетических ресурсов длится 2–2,5 года со многими задержками в пути. Подобные факторы предопределяют и уточняют стратегические направления технологического развития разных территорий. В частности, в районах, которые теперь относят к территориям северного завоза, естественные природные условия диктуют свои оригинальные подходы. В энергосистеме Дальнего Востока появилась атомная составляющая: плавающая АЭС на Чукотке, началось сооружение АЭС ММ в Якутии. Но есть еще одно крайне важное направление – это проект малых атомных электро-теплогенерирующих станций (проект АТСТ «Елена АМ» НИЦ «Курчатовский институт») для огромного «созвездия» сети децентрализованных энергоисточников. Только в Якутии такая сеть составляет около 150 дизельных электростанций, без учета дизельной генерации промышленных предприятий. В Якутии для дизельной энергетики и транспорта завозится около 2 млн тонн нефтепродуктов. На их приобретение, транспорт и хранение тратятся десятки миллиардов рублей. Технология выработки электрической и тепловой энергии АТСТ – это реальное решение проблемы северного завоза для всего Севера и Дальнего Востока. Площадка ВЭФ – наиболее удобное место для формулирования наиболее актуальных направлений научно-технологического развития, для выработки важных решений и рекомендаций с участием основных разработчиков федеральной программы технологического развития Арктики и заинтересованных индустриальных партнеров.
Развитие дальневосточной науки в контексте новой парадигмы стратегии развития производительных сил Востока России также целесообразно реализовать в форме интеграции и согласования научно-исследовательских программ. Учитывая современные геополитические вызовы, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова выстраивает модель международного научно-образовательного сотрудничества «Арктика – Азия» путем создания научных связей с ведущими научными и образовательными организациями Российской Федерации и стран Арктического и Азиатско-Тихоокеанского регионов. Северо-Восточный федеральный университет вместе с Международной организацией северных регионов «Северный Форум» выступили инициаторами создания Российско-
Азиатского консорциума арктических исследований (РАКАИ). Проблематику научно-технологического развития, обсуждение проблем обеспечения связности территорий Дальнего Востока с азиатскими странами с участием ученых дружественных азиатских стран уместно проводить на площадках ВЭФ на постоянной основе.
Безусловно будущая Стратегии социально-экономического развития и перспективные научно-технологические программы потребуют качественно нового подхода к подготовке кадров, способных реализовать новые задачи и достичь намеченные цели. СВФУ намерен стать базой подготовки кадров для экстремальных условий Севера и Арктики, разработки адаптированных материалов, технологий и техники, используя в том числе научный и организационный потенциал РАКАИ.